Фев
2022
Эпизодические головные боли у детей. У детей и подростков с головными болями, которые наблюдаются в практике неотложной помощи, как и у взрослых, основными их причинами были инфекции, травмы или первичные головные боли. По данным исследования оказания неотложной помощи детскому населению, страдающему головными болями нетравматической этиологии, у большинства пациентов диагностируются первичные головные боли, из них у 10% была выявлена мигрень. У 91% пациентов, страдающих вторичными головными болями, были выявлены острые вирусные и респираторные инфекции. Патологические состояния, в том числе неврологические расстройства (эпилепсия, вестибулярный неврит, нарушение функционирования шунтов, цереброваскулярная болезнь, менингиты и новообразования), отравление угарным газом и артериальная гипертензия, диагностированы только у 4% пациентов. У всех пациентов, страдающих неврологическими расстройствами, при обследовании были обнаружены патологические симптомы (в частности, потеря сознания либо очаговая неврологическая симптоматика).
Хронические головные боли у детей Рецидивирующие головные боли, часто встречаются у детей и подростков; с возрастом они, как правило, не регрессируют. В ходе проспективного анализа дневников регистрации головной боли в течение 1 мес у 2126 детей в возрасте 7-12 лет цефалгии выявлены в целом у 58%, причем у каждого 10-го ребенка боли носили рецидивирующий характер. Распространенность головных болей увеличивается у подростков. Согласно эпидемиологическим данным, у детей распространенность головных болей в течение полугода составляет 53%, в подростковой популяции головные боли, и особенно мигрень, встречаются чаще (рис. 1-10). Средний возраст начала головных болей составляет 7,5 года, а у 5% детей — 3 года и менее. Для мальчиков характерно более раннее начало головных болей по сравнению с девочками (7,3 и 7,8 года соответственно). Продолжительность эпизодов головных болей у детей меньше таковой у взрослых, у 59% детей она составляет 2 часа и меньше. Головная боль в детском возрасте требует особого внимания, поскольку дети, страдающие головной болью, пропускают занятия в школе в среднем в течение 7,8 дня, а остальные дети — всего 3,7 дня за учебный год.
Частое отсутствие в школе — значительный стрессовый фактор, отрицательно влияющий на академическую успеваемость, общение со сверстниками и самооценку. Нередко эти факторы сами по себе ухудшают течение головных болей. Несмотря на то что дети и подростки редко указывают на стресс в школе как на причину головных болей, их появление характерно именно в учебные дни, особенно в понедельник-среду с 6 до 18 ч. Поскольку школьный стресс в значительной мере влияет на развитие мигрени у детей, нередко сверстники, учителя и родители ошибочно расценивают ее как повод к прогулам занятий в школе, хотя на самом деле это физиологическая реакция на стрессовые факторы, сопряженные с учебой.
Головными болями страдают более половины детского и взрослого населения земного шара, они являются одной из наиболее часто предъявляемых жалоб в первичном звене медицинской помощи. Большинство головных болей нетравматической этиологии, с которыми пациенты обращаются за помощью, являются мигренью. Хронические головные боли существенно нарушают трудовую деятельность, социальную активность и взаимоотношения в семье. Более того, у пациентов, страдающих мигренью, по сравнению с людьми, не страдающими головными болями, в 3 раза чаще выявляются коморбидные соматические и психологические заболевания. Широкая распространенность и существенное негативное влияние хронических головных болей обусловливают необходимость их эффективного выявления и лечения в клинической практике.